РБК daily-Санкт-Петербург,
30 марта 2009 г.
Этика под скальпелем
779 просмотров
Врачам со времен Гиппократа и до наших дней постоянно приходится принимать решения, связанные с жизнью, здоровьем, достоинством и правами людей. Поэтому этика — принципы нравственности и основанные на них правила поведения — занимает в медицине особое место.
За долгую историю медицины многие этические принципы оформились в четкие правила поведения медицинского персонала с больными, их родственниками и между собой. Этические принципы направлены прежде всего на защиту интересов больного. Их очевидность бесспорна: непричинение вреда и страданий, сохранение врачебной тайны, бескорыстное отношение к пациентам. Но в реальной жизни врач нередко оказывается перед искушениями их нарушить. Эксперты отмечают, что классические нормы этики с требованием не рассматривать пациента как источник обогащения были попраны несколько лет назад, когда в государственных лечебных заведениях разрешили ввести платные медицинские услуги. «Этика начала разрушаться, когда у врачей появился доступ к легким деньгам. Злоупотребления были неизбежны», — говорит президент Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Надежда Алексеева. По словам эксперта Левада-Центра Валентины Бодровой, у медиков в кризис появилась острая потребность в дополнительных заработках, поскольку основные их доходы и так очень малы. «Наше последнее исследование показало, что медики часто зарабатывают меньше дворников. Ставка у медсестры в государственной клинике — всего 2200 руб., что ниже прожиточного минимума. А некоторые хирурги в Москве получают зарплату 5800 руб.! Понятно, что при таких доходах люди берут по две-три ставки, работают в ночные смены. И ищут другие возможности подзаработать. Но это не коррупция. Это вопрос выживания. Этические кодексы в таких экономических условиях просто не работают», — говорит эксперт. Этические нарушения, которые выявило исследование Левада-Центра, так или иначе связаны с вопросом раскрутки пациентов на дополнительные денежные траты. «Одни предлагают сделать дополнительный массаж, укол или лишний раз измерить давление за отдельную плату. Другие оформляют липовые бюллетени или незаконно их продлевают за деньги. Третий вариант характерен для крупных городов, где есть учреждения, куда трудно попасть на обследование. Там пациента могут подвинуть в очереди за взятку», — говорит г-жа Бодрова. А еще все участники опросов Левада-Центра заявили, что хоть раз в жизни делали медикам подарки. Причем выяснилось, что в последнее время сами врачи просят дарить не конфеты и коньяк, а именно деньги. «При этом качеством услуг, оказанных в государственных медицинских учреждениях, доволен лишь 1% россиян», — заявляет г-жа Бодрова. «Врач должен заниматься своим делом — лечить, а не считать деньги пациентов. Чтобы этого не происходило, нужно адекватно повысить зарплату медицинскому персоналу, которая напрямую должна зависеть от уровня профессионализма, количества, качества и сложности оказываемых услуг», — считает г-жа Алексеева. «Главная беда государственных лечебных заведений не в приписках и раскрутке пациентов. Она в равнодушном отношении, в недообследованности, недолеченности, в том, что нет системы дальнейшего отслеживания судьбы пациента», — говорит генеральный директор клиники ЕМС Татьяна Романюк. Частные клиники, по ее словам, придерживаются других стандартов работы. «Раскрутка пациентов идет на добровольной основе. И мы действительно много сил тратим на донесение до клиентов информации о своих возможностях. Результат есть. Рынок добровольного медицинского страхования упал, но оттока пациентов мы не почувствовали. Возможно, он произойдет через полгода-год. И в дальнейшем мы будем делать акцент в своей работе на профилактике. А поскольку конкуренция частных и государственных клиник растет, повышение качества услуг — это единственный козырь в наших руках», — уверена г-жа Романюк. Что касается теневых платежей, то в частных компаниях, по словам экспертов, они практически исключены. Но у частников в условиях кризиса не меньше экономических проблем, чем у их государственных коллег. «Многие расходные материалы и оборудование, на которых работают частные клиники, импортные. Из-за девальвации рубля ценник на услуги значительно вырос, по разным оценкам, на 25—30% за полгода. Но врачи не готовы отказываться от качественных материалов в пользу более дешевых и менее надежных, поскольку в итоге это может обернуться проблемами для пациентов и повредить репутации клиники. То же самое с лекарствами — они подорожали. Но применять более дешевые заменители мы не будем, поскольку они обладают меньшим лечебным эффектом», — заявила г-жа Алексеева. С коллегой согласна коммерческий директор российско-финской клиники «Скандинавия» Марина Бродская. «К сожалению, экономить не на чем, хотя стараемся сохранить цены без изменения», — говорит она. Надо отметить, что нынешний кризис усугубляется тем, что единые стандарты на оказание медицинских услуг в стране не разработаны, реально действующая система страхования не создана, а саморегулируемых организаций в медицинском сообществе нет (за исключением единственной в России Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга). В этих непростых условиях гражданам при выборе медицинского учреждения остается ориентироваться только на репутацию клиники и конкретного врача. Вся надежда, что дурная слава не стоит на месте.
Ольга РОСТОВЦЕВА
Вся пресса за 30 марта 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное медицинское страхование, Добровольное медицинское страхование, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
4 февраля 2025 г.
|
|
Regnum, 4 февраля 2025 г.
Эксперт назвала основания для отказа в бесплатной медпомощи
|
|
РИА Новости, 4 февраля 2025 г.
«РСХБ-Страхование» застраховало на 1,7 млрд руб «Тепличное хозяйство» группы «РОСТ»
|
|
NewsKo, Пермь, 4 февраля 2025 г.
Севший на мель в Керченском проливе пермский танкер был застрахован на 20 млн долларов
|
|
Крымское информационное агентство, 4 февраля 2025 г.
Родственники загрызенной львами работницы «Тайгана» получили 2 миллиона рублей страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 4 февраля 2025 г.
83% ДТП в России происходит по вине мужчин 35-44 лет
|
|
car.ru, 4 февраля 2025 г.
Что делать, если у виновника аварии нет полиса ОСАГО?
|
|
МИР24, 4 февраля 2025 г.
Как изменятся правила заполнения европротоколов при ДТП?
|
|
ТАСС, 4 февраля 2025 г.
Союз страховщиков разработал порядок медсопровождения ветеранов СВО
|
|
МК в Туле, 4 февраля 2025 г.
В Тульской области средняя стоимость полиса ОСАГО составила 11 249 рублей
|
|
Финмаркет, 4 февраля 2025 г.
Показатель соотношения собственных средств и обязательств 130 страховщиков за 10 месяцев 2024 г. соответствует нормативу ЦБ
|
|
Газета.Ru, 4 февраля 2025 г.
Россиянам рассказали о схеме мошенничества с неоформленными ДТП
|
|
NEWS.ru, 4 февраля 2025 г.
В России появилась новая схема «развода» с неоформленными ДТП
|
|
KrasnodarMedia, 4 февраля 2025 г.
ДТП без жертв, но с большими потерями: мошенники придумали новую схему
|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 февраля 2025 г.
Перестраховочная емкость высока, несмотря на рост числа страховых случаев и неблагоприятные тенденции в отношении НС
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 4 февраля 2025 г.
Этих марок машин стоит избегать: они чаще всего попадают в ДТП
|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 4 февраля 2025 г.
Автогражданка смотрит в будущее
|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 февраля 2025 г.
Страховые кооперативы и общества взаимного страхования в Бразилии получили легализацию
|
 Остальные материалы за 4 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|